Статус

Среди органов управления товарищества собственников жилья ст. 144 ЖК называет только два - общее собрание членов товарищества (коллегиальный орган управления) и правление товарищества (коллегиальный орган управления). Важно обратить внимание на тот факт, что в данном контексте законодатель не упоминает председателя правления товарищества.

Из данного обстоятельства вытекает существенный вопрос – является ли председатель правления единоличным исполнительным органом товарищества, обладающим собственной управленческой компетенцией и действующим одновременно с коллегиальным исполнительным органом - правлением товарищества. Или председатель правления, как это буквально следует из ч.1 ст.149 ЖК, уполномочен лишь выполнять решения правления и действовать без доверенности от имени товарищества (что уже само по себе рождает широкие полномочия и, как следствие, большую ответственность).

Прямого ответа ЖК на этот вопрос не дает. В этой связи рассмотрим несколько законодательных принципов, действующих в нашей стране, и на их основе попытаемся сформировать понимание интересующего нас вопроса.

Во избежание сложностей в разделении компетенции и в целях защиты прав и интересов третьих лиц законодательная практика регулирования юридических лиц, создаваемых в разных организационно-правовых формах, прямо устанавливает организационный принцип деятельности такого юридического лица: либо с помощью единоличного исполнительного органа, либо с помощью коллегиального, либо с помощью и коллегиального и единоличного исполнительных органы. В рассматриваемом нами случае совершенно однозначно установлено второе (ст.44 ЖК).
В соответствии с общим порядком формирования исполнительных органов власти в нашей стране, один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, в том числе и потому, что созданные таким путем исполнительные органы не имеют достаточных оснований, чтобы контролировать друг друга, так как это нарушит принцип самостоятельности исполнительных органов власти (требование ст. 10 Конституции РФ).
Председатель правления товарищества избирается членами правления (ч.3 ст. 147 ЖК). Законодатель не предусмотрел необходимости утверждения кандидатуры председателя правления на общем собрании членов товарищества. А значит, члены правления коллективно отвечают перед членами товарищества за результаты работы как правления в целом, так и председателя правления, в частности. Из этого положения вещей вытекает, по существу, двойная подотчетность председателя правления:

как член правления, председатель правления подотчетен общему собранию товарищества;
как председатель правления, он подотчетен членам правления, его избравшим.
Таким образом, оценивая правовое положения председателя правления ТСЖ на основе действующих законодательных норм, представляется правильным следующее пояснение о его статусе. Председатель правления товарищества не является единоличным исполнительным органом товарищества в силу механизма его избрания и законодательно ограниченного перечня его полномочий.

Вместе с тем, ст. 149 ЖК наделяет председателя правления ТСЖ специальными функциями. В частности, он «имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно» (ч.1.ст. 49 ЖК)1, а также «действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда» (ч.2. ст. 49 ЖК). Но при выполнении этих функций председатель правления также не становится единоличным исполнительным орган, а действует от имени товарищества как специально уполномоченный член товарищества, через действия которого товарищество в силу закона может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности. Эта норма соответствует ч.2 ст.52 ГК, согласно которому в предусмотренных федеральным законом случаях юридическое лицо (например, ТСЖ) может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (например, председателя правления ТСЖ).

В данном случае имеются в виду административные функции председателя правления в отношении лиц, принятым по трудовым договорам в товарищество и подчиняющиеся председателю в силу своих должностных обязанностей («Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской федерации» под редакцией П.В.Крашенинникова. М., 2006 г. С.624)